Комплексное благоустройство города

Опыт благоустройства территорий и природного комплекса города Москвы


Природный комплекс Москвы включает в себя 1270 объектов, имеющих различный режим регулирования градостроительной деятельности. В его состав входят сохранившиеся в городе лесные и лесопарковые массивы, долины и участки долин более чем 50 рек и ручьев, фрагменты суходольных лугов и другие природные сообщества, озелененные территории общего и ограниченного пользования, озелененные территории специального назначения (лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений, санитарно-защитные зоны, кладбища и др.).

70% территории Природного комплекса (236 объектов, общей площадью 15,9 тыс. га) имеют статус особо охраняемых. В их число входят такие объекты как:

-национальный парк «Лосиный остров»,
-природные парки «Битцевский лес», «Москворецкий», «Тушинский», долина реки Москвы от МКАД до Филевской поймы,
-природно-исторические парки «Измайлово», «Покровское-Стрешнево», «Царицино», «Останкино»,
-природные заказники: «Долина р.Сетунь», «Воробьевы горы», ландшафтные-«Теплый Стан», «Крылатские холмы», комплексный — «Петровскско-Разумовское»,
-ботанические сады: Главный ботанический сад РАН, ботанический сад МГУ, ботанический сад ВИЛАР, ботанический сад лекарственных растений медицинской академии им. Сеченова, ботанический сад МСХА им. К.А. Тимирязева.
Эти территории изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

Благоустройство территорий природного комплекса определяется проектами планировки и происходит в соответствии с Законом города Москвы «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы». Основными задачами проектов планировки является функционально-планировочная организация территории природного комплекса и разработка мер по сохранению и восстановлению растительных сообществ. Проектными решениями определяется размещение объектов, необходимых для осуществления основных функций территории и а также размещение дорожно-тропиночной сети (в соответствии с проектируемой рекреационной нагрузкой).

Одним из примеров, решения задач благоустройства территории природного комплекса является проект планировки заказника «Петровское-Разумовское». В системе природного комплекса Москвы комплексный заказник имеет важное значение. Это один из трех сохранившихся в срединной части столицы крупных для городских условий природно-территориальных комплексов (два других - Останкинская дубрава и лесопарк «Сокольники»). Природный комплекс заказника имеет важное значение в структуре города и особенно его Северного административного округа. Он является крупным градостроительным рубежом, отделяя друг от друга массивы застроенных территорий и препятствуя их слиянию в сплошное урбанизированное пространство. Комплексный заказник имеет большое значение и как место повседневного отдыха горожан. Большая привлекательность этой территории определила необходимость разработки проекта благоустройства этой природной территории, которым предусматривается выделение функциональных зон заказника, проведение комплексного благоустройства рекреационных центров, озеленение берегов Фермерских прудов и берегов р. Жабенки, прокладка бульваров и озелененных полос над участками русла р. Жабенки и ее притока, не подлежащих восстановлению, организация и оформление основных входов на территорию заказника.

В целях реализации Генерального плана развития Москвы на период до 2020 года и утвержденных Правительством Москвы в 2001-2002 гг. градостроительных планов развития территорий административных округов, Департаментом разработано и выпущено постановление Правительства Москвы от 4.06.2002 № 413-ПП, определяющее основные направления и стратегию развития системы озеленения города и создание новых объектов озеленения общего пользования на территориях Природного комплекса.
В соответствии с постановлением предполагается:

1. Создание новых объектов озеленения общего пользования на территориях Природного комплекса.
2. Увеличение объемов реконструкции, капитального ремонта озелененных городских магистралей и реставрации памятников садово-паркового искусства.
3. Выполнение работ по созданию 92 озелененных объектов общего пользования на территориях Природного комплекса города Москвы на площади 2632,2 га.
4. Реконструкция и капитальный ремонт 58 объектов озеленения вдоль городских магистралей и улиц на общей площади 2431,74га.
5. Реставрацию 23 памятников садово-паркового искусства на площади 2504,3 га.
6. Ежегодное компенсационное озеленение в объемах не менее 60 тыс. шт. деревьев, 100 тыс. шт. кустарников, восстановление и создание газонов на площади 500 га, в соответствии с утвержденными проектами.
7. Ежегодное увеличение площадей, занятых цветниками с доведением их объемов к 2004 году до 412 686 кв. м.
8. Благоустройство 139,9 га лесопарковых территорий, с целью создания комфортных условий для повседневного отдыха жителей.
9. Реконструкцию и переформирование 267,11 га старовозрастных насаждений в 9 городских лесопарках.

В 2003 году будет завершена реконструкция Цветного и Самотечного бульваров, закончен капитальный ремонт сквера у прудов «Радуга», проведен капитальный ремонт парка у Северного речного вокзала.
Более 125 природных объектов Москвы общей площадью 2666,8 га имеют статус памятников природы регионального значения. Самыми крупными являются «Серебряноборская терраса р. Москвы» (300 га), «Щукинский полуостров» (450 га), «Сходненский ковш» (107,2 га). Более половины памятников природы находится в неудовлетворительном состоянии. Площадь памятников интенсивно уменьшается за счет самозахвата под строительство, преимущественно автостоянок и гаражей.
В настоящее время в городе насчитывается 85 памятников садово-паркового искусства. Эти объекты наиболее благоустроены по сравнению с другими территориями природного комплекса.

Генеральным планом развития Москвы предусматривается увеличение к 2020 году площади территорий природного комплекса до 1/3 от территории московских земель.
Особое внимание Правительство Москвы уделяет сохранению и развитию зеленых насаждений территорий жилой застройки, в первую очередь, дворов.

В 1998 году по поручению Мэра Москвы Ю.М. Лужкова Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Объединением административно-технических инспекций, Москомархитектурой, префектурами административных округов и управ районов города была разработана программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Эта программа, получившая название «Мой двор, мой подъезд», носит социальную направленность и определена Мэром и Правительством Москвы как одна из приоритетных.
Для обеспечения выполнения этой программы за прошедший период было подготовлено и принято свыше 20 распорядительных документов Правительства Москвы.
<Координация хода выполнения программы возложена на Комплекс городского хозяйства, а функции контроля качества на Объединение административно-технических инспекций, Мосжилинспекцию города Москвы. Основными исполнителями являются специализированные городские структуры и организации префектур административных округов и Управ районов.

Профессиональный подход к этой проблеме сформировал понятие комплексного благоустройства. Это принципиально новый подход. Комплексное благоустройство включает в себя:
- реконструкцию и ремонт фасадов и подъездов зданий;
- организацию дорожно-тропиночной сети;
- реконструкцию озеленения;
- устройство газонов и цветников;
-освещение территории двора, включая художественную подсветку;
-размещение элементов и малых архитектурных форм детских спортивно-игровых площадок;
- комплектация дворов элементами городской мебели;
- организация площадок для выгула собак;
- упорядочение парковки индивидуального транспорта;
- обустройство мест мусоросбора.

Концепция комплексного благоустройства дворовых территорий разработана авторским коллективом Москомархитектуры по заданию Управлений жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и городского заказа города Москвы, и определяет принципы благоустройства дворовых территорий всех этапов застройки огромного города.
Неотъемлемой частью программы комплексного благоустройства является разработка проектов, отвечающих требованиям времени. Проект должен учитывать исторические особенности, сложившуюся инфраструктуру квартала, численность и возрастные категории проживающего населения, т.е. подход должен быть индивидуален для каждого района и двора.
Разработкой проекта занимаются проектные организации, архитектурные студии и мастерские. За годы реализации программы сформировалось несколько десятков новых авторских проектных коллективов, работающих в области ландшафтного дизайна. Найдя свою нишу в городе, они успешно конкурируют и взаимодействуют с крупными проектными институтами.
Выполнение программы осуществляется в городе с 1998 года. И если первоначальный объем по благоустройству составлял всего 700 дворов (около 3%), то объем следующего года - 1999 составил 7000 дворов, т.е. на порядок больше. На первом этапе реализации программы (1998-1999 гг.) речь шла о благоустройстве только дворов жилищного сектора, сегодня география благоустроительных работ значительно расширена и включает в себя объекты учреждений образования, здравоохранения, бытового назначения и сферы обслуживания, промышленных предприятий, транспортной инфраструктуры и неосвоенных территорий города. Таким образом, программа охватывает всю территорию города, независимо от ведомственной принадлежности того или иного объекта.
Обеспечен переход от благоустройства отдельно взятых дворов к комплексному благоустройству территорий жилых кварталов, микрорайонов и районов города.

Такой подход к реализации программы позволил осуществить грамотное функциональное зонирование территорий, решить вопросы озеленения, цветочного оформления, размещения игровых и спортивно-оздоровительных комплексов для детей и подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых, выгула и дрессировки собак, организации дорожно-тропиночной сети, упорядочения «ракушек» и размещения легкового автотранспорта на дворовых территориях.

С каждым годом повышается уровень требований к выполнению благоустройства. В этой связи коммунальные службы города повторно выполняют работы в тех дворах, которые были благоустроены в первые годы реализации программы. За этот период были комплексно благоустроены 24,8 тыс. дворов жилищного фонда, 870 территорий объектов здравоохранения, 4,1 тыс. образования, 2,3 тыс. промышленных предприятий, 2,7 тыс. объектов торговли и бытового назначения. Всего около 40 тыс. городских территорий.
В ходе выполнения программы было отремонтировано более 11,4 млн. кв. м асфальтовых покрытий и произведена замена бортового камня протяженностью 1,5 тыс. п.м., посажено 82 тыс. деревьев и более 400 тыс. кустарников, произведен ремонт газонов на площади 4,7 тыс. га, устроено свыше 260 тыс. кв.м цветников, отремонтировано 24 тыс. и построено 7,4 тыс. новых детских площадок, а также отремонтировано около 4 тыс. и устроено более 1 тыс. новых спортивных площадок, создано автостоянок на 123,6 тыс. машиномест, установлено 1,7 тыс. км декоративных ограждений и т.д.
Общий объем затрат на реализацию программы «Мой двор, мой подъезд» составил более 11 млрд. руб.
Программой предусматривается привлечение к благоустроительным работам школьников, подростков и населения. Привлечение жителей способствует решению двух проблем. Во-первых, обеспечение сохранности выполненного благоустройства и, во-вторых, возвращение функции двора, как пространственной основы для территориальной организации населения, среды для проведения досуга, а также условий для физического и духовного развития детей.

В текущем году в рамках программы «Мой двор, мой подъезд» во всех административных округах предусмотрено участие студенческих отрядов в работах по благоустройству территорий. Организация и координация этих работ возложена на Государственное учреждение «Московский городской штаб молодежно-студенческих отрядов», который обладает необходимыми документами на право производства благоустроительных работ и техническими средствами.

Выполнению программы комплексного благоустройства дворовых территорий способствует ежегодное проведение конкурсов «Московский дворик», «Улучшаем свое жилище», по содержанию зеленых насаждений, а также конкурс на лучший проект благоустройства территории по программе «Мой двор, мой подъезд».
В ходе реализации программы получил развитие рынок разработки и изготовления малых архитектурных форм. Обеспечено внедрение новых природоохранных технологий. В том числе производства резиновых покрытий для детских и спортивных площадок с использованием вторичного сырья, получаемого из переработанных автомобильных покрышек. Причем эти изделия не только не уступают, но даже превосходят по ряду показателей зарубежные аналоги, о разнице в цене и говорить не приходится. Важным моментом является внедрение современных информационных технических средств, таких как видеонаблюдение, позволяющих обеспечить личную безопасность москвичей, а также сохранность нашего жилья и прилегающих к нему территорий.

Сегодня перед нами стоит задача поддержать уровень выполненного благоустройства. С этой целью по заказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства разработан и утвержден Руководителем Комплекса городского хозяйства Производственно-технологический регламент, который определяет необходимый перечень работ по содержанию дворовых территорий, включая уборку, содержание плоскостных сооружений, малых архитектурных форм и оборудования площадок различного назначения, располагаемых на придомовых территориях, элементов озеленения. На основании Регламента разработаны единичные расценки на содержание элементов благоустройства и озеленения. Проводится паспортизация завершенных объектов комплексного благоустройства в соответствии с утвержденной формой паспорта «Планировочное решение и благоустройство территории». Это позволит определить объем финансирования, необходимый для эксплуатации благоустроенных территорий.

Пять лет назад предполагалось, что в 2001 - 2002 годах программа «Мой двор, мой подъезд» будет реализована. Но на деле оказалось не так. Оказалось, что сделан хоть и немалый, но только первый шаг. Да, проведана огромная работа. В реальности можно увидеть замечательные дворы, кварталы и даже целые микрорайоны в любом округе Москвы. Однако сказать, что все уже сделано, нельзя. Впереди планомерная большая работа.


Ю.Н. Шнурков
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы