Государственная регистрация ТСЖ

Правоспособность товарищества собственников жилья появляется с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц. Таким законодательным актом является Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Главами 3 и 4 данного Закона определяется порядок государственной регистрации создания юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения записи в государственные реестры и представляет собой акт уполномоченного органа. В качестве уполномоченного органа исполнительной власти Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» установлено, что с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. - Федеральная налоговая служба.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» утверждено Положение о Федеральной налоговой службе. В соответствии с п. 1 указанного Положения налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц (эту деятельность осуществляют инспекции ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации).

В городе Москве таким учреждением является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве (125373, Москва, Походный проезд, вл. 3, корп. А).

Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации установленного образца. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика. Заявление и каждый лист приложения к заявлению подписываются заявителем.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Форма заявления определена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» (форма заявления № Р11001). Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. Раздел II этих Рекомендаций устанавливает порядок заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001).

Заявления, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. В случае, если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняются, в соответствующих графах проставляется прочерк. Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не представляются в регистрирующий орган.

В п. 4.11 названного Приказа определено, что при представлении заявления о государственной регистрации товариществ собственников жилья в сведениях об учредителях указываются сведения о членах правления.

В соответствии с требованиями, установленными названным Приказом ФНС, каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Для государственной регистрации ТСЖ предоставляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации установленной формы;
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором было принято решение о создании ТСЖ;
- 2 экземпляра устава ТСЖ;
- документ об уплате государственной пошлины (данный документ представляется в регистрирующий орган в подлиннике, при этом код бюджетной классификации, а также реквизиты счета регистрирующего органа должны быть правильно указаны.);
- другие документы, предусмотренные законодательством.

В одном из ответов, размещенных на сайте www.nalog.ru, дается определение, что является подлинником учредительных документов для регистрирующего органа: «В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Указанные документы являются подлинниками учредительных документов юридического лица. Действующее законодательство не содержит дополнительных требований к оформлению учредительных документов. В связи с этим нет необходимости заверения регистрирующим органом учредительных документов».

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ в Налоговый кодекс введена новая глава 25.3 «Государственная пошлина». Этим Законом устанавливается размер пошлины: за государственную регистрацию юридического лица государственная пошлина составляет 2000 рублей.

Срок государственной регистрации юридических лиц не может превышать 5 рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Факт внесения записи в государственный реестр подтверждается выдачей документов установленной формы. Форма и содержание документов, подтверждающих факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению». Пунктом 5 указанного Постановления определено, что документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме № Р51001, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р50003.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридического лица.

Согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439, территориальные органы Федеральной налоговой службы должны осуществить и постановку юридического лица на налоговый учет в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации на основании сведений, предоставляемых заявителем.

Формирование инициативной группы

Для создания инициативной группы управы района организуют информационно-разъяснительную работу с собственниками помещений в многоквартирных домах о преимуществах ТСЖ, по вопросам, связанным с реализацией их прав и обязанностей, в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации.

Инициативная группа собственников помещений формируется из граждан, занимающих активную жизненную позицию, например, из тех, кто обращался за защитой своих личных интересов как собственника помещения в органы власти. Их имена известны, они становятся неформальными лидерами в своем доме, к ним обращаются за помощью и советом. Среди такой потенциальной инициативной группы всегда найдется авторитетный человек, который возьмет на себя роль организатора общего собрания собственников в данном доме.

Другим методом создания инициативной группы в доме служит информирование жителей о задачах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации по созданию ТСЖ. Таким образом, среди собственников помещений, проинформированных о необходимости выбора способа управления ТСЖ, выявляются заинтересованные лица, готовые взять инициативу в свои руки.

Инициативная группа может быть сформирована ГУ ИС района, как представителя интересов собственника помещений, принадлежащих городу Москве.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирных домах, где доля собственности города Москвы превышает 66,7%, инициируется и проводится в соответствии с процедурой, установленной ЖК РФ.

В многоквартирных домах, где доля собственности города Москвы не превышает 66,7%, ГУ ИС районов инициируют (сами или создают инициативные группы) и в установленном порядке участвуют в проведении собраний вместе с собственниками помещений в многоквартирных домах.

В многоквартирных домах, где отсутствует доля собственности города Москвы, ГУ ИС районов не могут являться инициаторами проведения собраний собственников помещений.

Для проведения общего собрания собственников в соответствии с требованиями ЖК РФ инициативная группа по организации общего собрания должна быть максимально подготовлена. Формы подготовки членов инициативной группы могут быть различные: от детальных консультаций и ознакомления с основными положениями ЖК РФ и других нормативных правовых актов и методической литературой, опытом других организаций и объединений до обучения на специально организованных курсах и семинарах по управлению многоквартирными домами. Постановлением Правительства Москвы от 13 мая 2008 г. № 381-ПП «О совершенствовании системы управления ЖКХ города Москвы» на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы возложены обязанности по организации обучения граждан, осуществляющих управление многоквартирными домами или имеющих намерение осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами (председатели товариществ собственников жилья, члены домовых комитетов и инициативных групп граждан).

В целях информирования жителей района по вопросам управления многоквартирными домами следует шире привлекать возможности районных газет, кабельного телевидения, сети Интернет, также возможно издание информационных листовок, оформление целевых стендов в офисах управляющих организаций, ГУП ДЕЗ, подрядных организаций, в подъездах домов.

В целом создание в доме ТСЖ зависит от степени самоорганизации собственников в доме, их социально-экономического положения, технического состояния дома. Органы власти должны использовать потенциал старших по подъездам, по домам, членов домовых комитетов, если они являются собственниками помещений.

Умение грамотно, убедительно и доброжелательно ответить на любой вопрос, который могут задать собственники, также способствует успешному проведению их общего собрания.

Подготовка и проведение общего собрания собственников

Деятельность инициативной группы по организации общего собрания по изменению способа управления многоквартирным домом – созданию ТСЖ

На начальном этапе при подготовке общего собрания собственников инициативной группе необходимо проинформировать (в форме вывешивания объявления) о создании инициативной группы по проведению общего собрания по изменению способа управления многоквартирным домом – созданию ТСЖ и пригласить принять участие в работе этой группы всех заинтересованных собственников помещений.

Между членами инициативной группы распределяются конкретные обязанности по проведению работы по подготовке общего собрания.

Организуется встреча с соответствующими специалистами управы района по вопросам оказания методологической и практической помощи при подготовке документов к общему собранию собственников, в части информации о собственниках помещений в доме.

Подготавливается информационное сообщение собственникам помещений по вопросам:
а) изменения способа управления многоквартирным домом, особенностях и преимуществах ТСЖ и формы проведения общего собрания;
б) правах и обязанностях членов ТСЖ;
в) процедуре создания ТСЖ;
г) способах принятия решения собственниками помещений (общее собрание в очной или заочной форме) со ссылкой на то, что собрание в форме заочного голосования – наиболее приемлемая и доступная форма в существующих условиях.

Информационное сообщение раскладывается по почтовым ящикам или вывешивается в доступных для граждан местах (тамбур и холл подъезда, лифтовая площадка и др.).

Деятельность инициативной группы по подготовке к проведению общего собрания собственников

При содействии Управы и ГУ ИС района собираются сведения о собственниках помещений (Ф.И.О., адреса их фактического проживания и др. необходимая информация) для составления реестра собственников помещений в многоквартирном доме, включая информацию о помещениях, находящихся в собственности города Москвы и занимаемых по договорам социального найма.

Определяется форма проведения общего собрания собственников - форма очного или заочного голосования.

Формируется повестка дня с предложением кандидатур(ы) в состав счетной комиссии.

Принимается решение о дате, месте проведения общего собрания собственников.

При проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования:
– определяется способ сбора, место или адрес, куда должны передаваться принятые собственниками помещений решения, а также период, в течение которого будет проводиться заочное голосование, дата и время окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Данный период не должен быть менее 10 дней;
– утверждается бланк голосования (решение собственника) для заочной формы принятия решения.

Обязательные требования к решениям собственников по вопросам, поставленным на голосование:
а) сведения о лице, участвующем в голосовании (Ф.И.О., адрес, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);
б) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме (свидетельство о государственной регистрации, договор купли-продажи, мены, свидетельство о вступлении в наследство по закону или по завещанию и др.);
в) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Определяются доли каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Определяются порядок и график ознакомления с информацией и/или материалами, которые будут представлены на общем собрании собственников, место и адрес, где с ними можно будет ознакомиться.

Разрабатывается уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 5 ст. 45 ЖК РФ уведомление должно содержать:
а) сведения о лице (лицах), по инициативе которого(ых) созывается данное собрание;
б) форму проведения собрания (в очной или заочной форме голосования);
в) дату, время, место проведения собрания или дату и время окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, место или адрес, куда должны передаваться такие решения в случае проведения голосования в заочной форме;
г) повестку дня с перечнем вопросов, подлежащих рассмотрению;
д) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены общему собранию, а также место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

В уведомление также необходимо включить напоминание собственникам о том, что голосование на общем собрании собственников осуществляется собственником как лично, так и через своего представителя. При этом доверенность, выданная собственником представителю, может быть оформлена в простой письменной форме и удостоверена по месту работы, учебы, жительства в соответствии с требованиями, установленными чч. 4 и 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ.

Доверенность прикладывается к решению собственника помещения при голосовании и подлежит хранению вместе с материалами общего собрания.

В соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ инициатор собрания должен уведомить всех собственников помещений в многоквартирном доме о проведении заочного голосования не позднее чем за 10 дней до даты окончания голосования. Уведомление в письменном виде должно быть направлено инициатором общего собрания каждому собственнику помещения заказным письмом или вручено под роспись, если ранее порядок проведения таких собраний не был установлен общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Разрабатывается Устав товарищества собственников жилья.

При проведении общего собрания его инициатор должен обеспечить правила его проведения, установленные ЖК РФ. В связи с этим представляется целесообразным подготовка схемы распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также реестра вручения (направления) уведомлений о проведении общего собрания и реестра получения бланков решений собственников помещений (в произвольной форме). Оформление указанных документов не является обязательным, но может помочь инициатору собрания в подведении итогов голосования и в случае оспаривания заинтересованными лицами результатов проведения общего собрания.

Осуществление инициативной группой сбора решений собственников помещений в многоквартирном доме по созданию ТСЖ при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования

Сбор решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, следует проводить в соответствии с установленными датами и временем проведения заочного голосования, если на то нет веских оснований к изменению.

После окончания приема решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, подводятся итоги заочного голосования.

Для подведения итогов голосования инициативной группой должна быть создана счетная комиссия. Ее состав предлагается инициатором проведения общего собрания собственников, и за данный состав должны проголосовать собственники помещений.

По поставленным на голосование вопросам учитываются решения по тем вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Решения, оформленные с нарушением данного требования, признаются недействительными и голоса по ним не подсчитываются. В случае, если решение собственника содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

Решение общего собрания собственников помещений оформляется протоколом. В протоколе в обязательном порядке указываются дата и место подведения итогов заочного голосования, повестка собрания, кворум. Протокол общего собрания подписывается инициативной группой и лицами, принявшими участие в подсчете голосов.

Решения, принятые на собрании, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений инициатором общего собрания собственников путем размещения сообщения в доступном для всех месте не позднее чем через 10 дней со дня принятия решений, определенных решением общего собрания собственников.

Проведение общего собрания собственников

При проведении общего собрания собственников помещений одним из первых рекомендуется рассмотреть вопрос о порядке проведения общего собрания, выбрать председателя и секретаря собрания, установить регламент для выступлений и порядок голосования, а также ответственного за подсчет голосов. Председательствует на собрании собственников лицо, избираемое большинством голосов присутствующих. Первое собрание собственников проходит под председательством инициатора проведения собрания.

Далее, собственники помещений принимают решения по следующим вопросам:
- утверждение устава товарищества собственников жилья;
- избрание членов правления товарищества собственников жилья;
- избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;
- избрание уполномоченного лица, которое будет осуществлять регистрацию товарищества собственников жилья.

Необходимо отметить, что председатель правления товарищества собственников жилья, который в дальнейшем будет действовать от имени товарищества без доверенности, в соответствии с нормами ст. 147 ЖК РФ избирается правлением товарищества собственников жилья из своего состава. Поэтому на этом этапе, пока нет руководителя товарищества собственников жилья, на все действия, связанные с государственной регистрацией товарищества собственников жилья, общее собрание должно дать полномочия одному из учредителей товарищества собственников жилья или одному из членов правления, который в дальнейшем будет избран на должность председателя правления товарищества собственников жилья, чтобы он был внесен в Единый государственный реестр юридических лиц как руководитель товарищества собственников жилья.

Решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

По итогам проведения собрания в очной форме необходимо составить протокол, который оформляется секретарем, подписывается председателем собрания и секретарем собрания. Статья 46 ЖК РФ предусматривает, что итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

Собственникам помещений, проголосовавшим за изменение способа управления многоквартирным домом – создание ТСЖ, следует написать заявление о вступлении в члены ТСЖ. Такое заявление будет иметь юридическую силу после государственной регистрации юридического лица (ТСЖ).

Следует учесть, что членами ТСЖ могут стать только собственники помещений. Члены их семей могут вступить в ТСЖ только в том случае, если они имеют право собственности (долю в праве собственности) на помещения, расположенные в таком доме.

Источник: Центр реформы в ЖКХ