История ЖКХ и современная практика

О концепции развития ЖКХ
Вашему вниманию предлагается анализ процесса реформирования ЖКХ и Комплекс мер, позволяющих отрасль сделать безубыточной и привлекательной для бизнеса, одновременно обеспечивать социальную защиты граждан, нуждающихся в поддержке.
Отношение к отрасли носило всегда потребительский характер. Финансирование осуществлялось по остаточному принципу, накапливались долги.
В то же самое время жилищно-коммунальный комплекс:
— один из самых больших секторов экономики Российской Федерации;
— доля основных фондов отрасли составляет
более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей;
— численность работников более 3 млн. человек;
— 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.;
— потребление более 20 % энергоресурсовстраны.
Тем не менее это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд — 93 млн. рублей, кредиторская задолженность — 325 млрд. рублей.
Что сделано за время реформ 1991 — 2005 гг.?
Главное наметился поворот в жилищно-коммунальной сфере от административных методов управления к рыночным механизмам.
В целях социальной защиты внедрены механизмы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, который позволил поддержать малоимущие слови населения.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности.
Доля приватизированного жилого фонда на начало 2006 года достигал 77%. Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Плата населения за жилищно-коммунальные услуги на начало 2005 года составила 67% от полного тарифа.
Еще 16 % в виде компенсации за предоставляемые услуги социально незащищенным гражданам оплачивают бюджеты.
Оставшиеся 17% до полной стоимости в 100 % практически никем не оплачиваются и эта часть, как правило переходит в долги.
Собираемость платежей населения увеличилась и в 2005 году составила 93% от предъявленных к оплате сумм.
В это период увеличилась заработная плата и пенсии.
Как результат доля семей, получающих субсидии в виде компенсации за жилищно-коммунальные услуги снижается. Динамика выглядит следующим образом — 2004 год— 13,7%, 2005 год - 12%, 2006 год - 11%.
Растет объем жилищно-коммунальных услуг по итогам 2005 года он составил 1 тр.200 млн. рублей.
Увеличивается число субъектов, которые завершают год с положительным финансовым балансом:
13 субъектов — 2004 г.;
18 субъектов — 2005 г.;
29 субъектов — по итогам первого полугодия
2006 г.
Увеличивается доля предприятий смешанной и частной формы собственности.
В 2005 году:
теплоснабжение — 57%;
водоснабжение — 41 %;
жилищные услуги— 64%.
Однако коренных изменений в отрасли не произошло.
Проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
— уже отмечалось выше — неразгосударствленная система;
— сохранение нерыночных принципов функционирования. Административное управление;
— затратность в ведении хозяйства;
— непрозрачность формирования тарифов;
— отсутствие информированности населения
по процедурам затрат;
— низкая инвестиционная привлекательность;
— наличие большой задолженности;
— необязательность (в том числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг;
— высокий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;
— доля убыточных МУПов — 58%;
— самоуправление собственников жилья находится на начальной стадии формирования;
— количество ТСЖ, ЖСК и ЖК по итогам 2005 года составило 5,9%;
— инертность всех участников. Нет инициативы как со стороны собственников, так и со
стороны местных властей;
— усложненный порядок формирования ТСЖ;
— у населения велики ожидания помощи от государства;
— огромная боязнь будущих затрат на капитальный ремонт;
— не проведены в полном объеме инвентаризация и регистрация имущества ЖКХ, что не
дает возможность оценить состояние отрасли;
— высокие риски для инвесторов;
— действие договоров на период полномочий глав муниципальных образований, что влияет
на инвестиционный климат не в лучшую сторону;
— отсутствие правоустанавливающих документов на объекты коммунальной инфраструктуры;
— порядок взыскания долгов крайне усложнен;
— наличие перекрестного субсидирования;
— тарифное регулирование с ограничителем и не носит долговременного характера;
— финансовые потоки на оплату субсидий и льгот осуществляются в натуральной форме.

/По материалам II Всероссийской конференции руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства/