ЖКХ – капитальный ремонт и строительство

1. Правовые основы капитального ремонта и строительства в ЖКХ
Переоценить роль жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в жизни государства, пожалуй, невозможно. Этот сектор экономики является социально значимым и затрагивает каждого из нас. Поэтому любые негативные обстоятельства сразу же становятся достоянием гласности, привлекают к себе внимание. А вот если все идет как надо, то данная сфера становится незаметной, как нечто естественное, само собой разумеющееся. В этом, наверное, и заключается смысл жилищно-коммунального хозяйства – обеспечивать комфортную жизнь граждан и делать это незаметно, без каких-либо потрясений, событий, происшествий.

Малый бизнес во всех развитых странах является основной движущей силой на пути к развитию. Малый бизнес достаточно гибок и близок к нуждам людей, поэтому его участие в развитии сферы ЖКХ является исключительно важным и необходимым. Но для успешной интеграции в эту сферу очень важно четко понимать ее особенности, а также правовое регулирование и правовые основы.

Повседневная жизнь сферы ЖКХ является сложной, наполненной самыми разными вопросами, в том числе и весьма существенными. К числу таких вопросов относятся, в частности, капитальный ремонт и строительство, которые сами по себе являются сложными, комплексными, многоаспектными. В связи с этим правовое регулирование капитального ремонта и строительства в ЖКХ является обширным как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе в г. Москве. Причем соответствующее законодательство разных уровней постоянно обновляется и совершенствуется, поскольку на настоящий момент оно еще содержит довольно много пробелов и противоречий.

В первую очередь, не стоит забывать о конституционных основах ЖКХ, поскольку Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Так, в статье 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

При рассмотрении иных нормативно-правовых актов для начала обратим внимание на основные нормативные документы РФ по поводу строительства и капитального ремонта в ЖКХ на федеральном уровне. К числу таких нормативных актов прежде всего относятся кодифицированные документы:

Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) с последующими изменениями и дополнениями, которым регулируются вопросы, связанные с процедурой строительства, включая капитальный ремонт. В ГрК РФ довольно подробно прописываются соответствующие процедуры и стадии выполнения работ. Во исполнение соответствующих норм ГрК РФ Правительством РФ и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти принято большое количество подзаконных нормативных актов.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), который регулирует, в частности, вещные права на объекты недвижимого имущества, а также обязательственные правоотношения, в том числе договоры. Несмотря на то, что отдельные нюансы договорных отношений рассматриваются и в специализированных нормативно-правовых актах, основным руководящим документом при составлении договоров в сфере капитального строительства и ремонта в ЖКХ является именно ГК РФ.

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), которым устанавливаются жилищные права граждан, порядок их осуществления, порядок пользования жилыми помещениями и т.п.

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ), регулирующий отношения по использованию и охране земель, в том числе в связи с их предоставлением для строительства.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), определяющий основы налогообложения в соответствующих сферах.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающий административную ответственность за нарушения законодательства в соответствующих сферах.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), предусматривающий деяния (действия или бездействие), влекущие уголовную ответственность.

Можно обратить внимание также на следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве.
Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который определяет подлежащие лицензированию виды деятельности и порядок получения лицензий.
На основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов федеральные органы исполнительной власти принимают подзаконные нормативные акты.

В настоящее время принимаются также целевые программы, связанные с ЖКХ, направленные на развитие этой отрасли. Так, можно обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы». Основная цель данной Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Основными задачами Программы являются:
• создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
• создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
• обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

Причем программа «Жилище» включает в себя ряд подпрограмм, в том числе направленных на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

Согласно ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрК РФ.

Статья 7 ГрК РФ относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности:
1) подготовку и утверждение документов территориального планирования субъектов;
2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных Кодексом;
3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
4) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ.

В Москве регулирование данных отраслей довольно обширное как в части регулирования вопросов собственно ЖКХ, так и в части капитального ремонта и строительства, которые в Москве развиваются особенно бурно.

В частности, в настоящее время принят и действует Градостроительный кодекс города Москвы, разработанный и применяемый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Надо отметить, что ряд отношений, не урегулированных детально на федеральном уровне, в городе Москве регулируется московскими нормативными актами, в частности, вопросы, связанные с авторским надзором проектной организации и техническим надзором заказчика при строительстве.